Лекция №23. Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.
<Дети забежали в класс и расселись по местам.>

Сегодня мы поговорим о смысловой схеме речи и методе при её составлении.

Этот метод – составление простого «дерева» или «схемы куста». Это гораздо проще и для современного оратора пригодно даже при импровизации. Нужно только иметь листок, в середине которого помещается главный термин (основную идею, понятие) речи, а от него показываются ответвления, произвольно фиксируя возникшие ассоциации, а так же те идеи, которые возникают, когда вы перебираете «общие места» в уме. Лишнее потом при общем взгляде на получившийся куст зачеркивается. В результате получаем смысловую схему речи.

Лучше всего сначала научиться делать смысловой анализ, составляя смысловые схемы готовых текстов, небольших по объему, а потом (и вместе с тем) переходить к самостоятельным действиям. Посмотрим, как выглядит схема для текста, приведенного ниже (смотрите рисунок).

Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!
Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! – Месяц

Ливней звездных.

(М. Цветаева).


Как видите, схема получилась сложная – ведь и текст очень сложный по набору идей и связям между ними.


Домашнее задание:
Возьмите небольшой по объему текст и попробуйте составить смысловую текст. Просьба: текст привести.


 
Hosted by uCoz