Лекция №23. Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи. |
<Дети забежали в класс и расселись по местам.>
Сегодня мы поговорим о смысловой схеме речи и методе при её составлении. Этот метод – составление простого «дерева» или «схемы куста». Это гораздо проще и для современного оратора пригодно даже при импровизации. Нужно только иметь листок, в середине которого помещается главный термин (основную идею, понятие) речи, а от него показываются ответвления, произвольно фиксируя возникшие ассоциации, а так же те идеи, которые возникают, когда вы перебираете «общие места» в уме. Лишнее потом при общем взгляде на получившийся куст зачеркивается. В результате получаем смысловую схему речи. Лучше всего сначала научиться делать смысловой анализ, составляя смысловые схемы готовых текстов, небольших по объему, а потом (и вместе с тем) переходить к самостоятельным действиям. Посмотрим, как выглядит схема для текста, приведенного ниже (смотрите рисунок). Август – астры, Август – звезды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август! Полновесным, благосклонным Яблоком своим имперским, Как дитя, играешь, август. Как ладонью, гладишь сердце Именем своим имперским: Август! Сердце! Месяц поздних поцелуев, Поздних роз и молний поздних! Ливней звездных – Август! – Месяц Ливней звездных. (М. Цветаева). Как видите, схема получилась сложная – ведь и текст очень сложный по набору идей и связям между ними. |
Домашнее задание: |
Возьмите небольшой по объему текст и попробуйте составить смысловую текст. Просьба: текст привести. |